пятница, 11 октября 2013 г.

Легенда об утерянных мощах Александра Невского

Нет во Владимире мощей,
Нет ни в Москве, ни в Петрограде,
Но говорят в земле моей:
Лежат они в еловой пади.
...
Ты хочешь знать, где эта падь?
От наших мест "рукой подать".

Легенда о мощах Александра Невского, в которой причудливым образом переплелись правда и вымысел, описана Анной Даниловой (Губаревской) в очерке "Голос из прошлого" второй книги Губаревских легенд.
Исторический эпизод, лёгший в основу легенды как-будто не относящейся к Новгороду, действительно имел место в XVIII веке. Речь идёт о перенесении мощей святого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург.
В 1721 году Пётр I в ознаменование заключения Ништадтского мира со Швецией повелел перенести мощи Александра Невского в строящийся одноимённый монастырь (будущую лавру). По легенде, воз с древними иконами и мощами князя в раке попал в морок, свернул с московской дороги и затонул в болоте, что среди ельника, недалеко от местечка Василёво (видимо, название урочища). Единственный выживший не то дьяк, не то возница нашел пристанище в монастыре где вёл жизнь блаженного. Обман с мощами якобы раскрылся, когда мраморный гроб князя уронили гренадеры при переноске (возможно, при переноске из Шлиссельбурга в Петербург). Таков пересказ легенды; место, где якобы произошли описываемые события - окрестности деревни Губарево, что стоит на берегу реки Вишеры. Это следует из автобиографии Анной Даниловой, услышавшей легенду от своей бабушки и отлично сочетается с расположением участка старой московской дороги.

Карта XVIII века. Участок московской дороги между Бронницей и Новгородом в районе Губарева и Савво-вишерского монастыря

Реальность же такова: перенесение мощей благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург, фиксировавшееся в специальном документе ("юрнале"), началось от Рождественского монастыря города Владимира 11 августа 1723 года. Вот описание ковчега для раки: "дорого оформленный ковчег с балдахином из бархата и золота, а над крышкой ковчега была установлена княжеская шапка "малинового бархата, накрест обложенная золотым позументом и опушенная горностаем с серебряным вызолоченным крестом"". Размеры ковчега: ширина 7 аршин, длина 11 аршин, высота 5 аршин (примерно 5х8х3,5 метра), а вес был таков, что с места его поднимали 92 человека, а нести могли не менее 150-ти.
Маршрут движения ковчега описан достаточно подробно:

11 августа
Владимир
По реке Колокше, Волге и другим
17 августа
Москва
23 августа
Клин
26 августа
Тверь
28 августа
Торжок
31 августа
Вышний Волочек
(???)
Бронница
По реке Мсте и озеру Ильмень
9 сентября
Новгород
10 сентября
Хутынь
По реке Волхов
13 сентября
Ладога
19 сентября
Шлиссельбург
«Сухим путём»

Приведённых сведений уже хватает для разрушения легенды - ковчег не проходил по старой московской дороге в районе Губарева и не мог затонуть в болоте, если не допускать экстравагантной версии о затоплении "подлинного" ковчега, считая официальную процессию "бутафорской", о чём намекает легенда, но подобный вариант крайне маловероятен. Перенесение мощей как торжественный ритуал было не новым в истории России и её двух столиц: в 1652 году состоялось аналогичное торжественное перенесение мощей митрополита Филиппа из Соловков в Москву.
Какие реальные события могли найти отражение в легенде о затонувшем ковчеге?
Можно выделить несколько моментов в которых усматриваются исторические параллели, а именно:

  • Мраморный гроб князя, "который несло несколько десятков гренадеров" и уронили;
  • Выживший "не то возница, не то царский дьяк", нашедший пристанище в монастыре;
  • Некий затонувший воз с сокровищами (реликвиями).

Эпизод о мраморном гробе князя несомненно порождён легендой о так называемой гробнице Александра Невского подробно рассматриваемой в статье Т.П. Тимофеевой. Реально существующая расколотая ("уронили гренадеры") белокаменная ("мраморная") гробница Александру Невскому в действительности не принадлежала. Однако, появившаяся во Владимирском музее в послевоенное время, гробница в путеводителе 1956 года значилась как "белокаменная гробница Александра Невского".
В реальности никаким гренадерам мраморный гроб князя с мощами или без не мог быть выдан поскольку с 1697 года мощи Александра Невского до переноса в 1723 году пребывали в "новопостроенной сребропозлащенной раке" (отметим также, что в Георгиевском соборе Новгородского Юрьева монастыря находился белокаменный гроб матери Александра Невского - княгини Феодосии).
Что же касается выжившего по легенде - не то дьяк, не то возница - чудом оставшийся в живых, после двух недель скитаний вышел к монастырю где и остался. Единственным монастырём в округе на то время был Савво-Вишерский (Вознесенский) мужской монастырь, основанный в начале XV века и полностью исчезнувший в 1974 г (остатки построек разобраны). В легенде указана интересная особенность персонажа: "кланялся и людям, и животным, и деревьям". К сожалению, отождествить выжившего с каким-либо известным обитателем Савво-Вишерского монастыря не удалось и этот момент легенды требует дополнительной проработки.
И наконец самый интересный вопрос - могло ли какое-то историческое событие породить эпизод с неким возом церковных реликвий, сгинувшим в губаревском лесу? 
Отношение к древностям, в том числе и церковным, до сравнительно недавнего времени было по большей части утилитарным. Древние храмы перестраивались или разбирались на кирпичи (причем не только в ХХ веке), фрески замазывались, сбивались, иконы "поновлялись", книги содержались, в том числе, как попало. Известен случай начала XIX века, вполне могущий быть отдельной легендой, когда митрополит Евгений (Болховитинов) встретил по дороге в Юрьев монастырь воз с книгами предназначавшимися для уничтожения. Вернув их в обитель, он при разборе рукописей нашёл Мстиславову грамоту — древнейшую русскую грамоту XII века (около 1130 года), дошедшую до нас в подлиннике.
Наиболее вероятным представляется, что в эпизоде с утонувшим возом реликвий нашли отражение трагические события либо времён церковного раскола XVII века, либо изъятия монастырских ценностей происходившее в 1920-х годах. Во время раскола старые богослужебные книги и многие иконы заменялись новыми, а несоответствующие новым требованиям, в частности иконы - сжигали (нечто подобное творилось и после 1917 года). В годы Советской власти при изъятии ценностей из новгородских монастырей часть их (в том числе наиболее ценные иконы) передавалась в Госфонд и Гохран, некоторые в губмузей. Объёмы вывезенного впечатляют, например из не самого богатого Сковородского монастыря в 1922 году изъяли более четырёх пудов ценных предметов, среди них раку архиепископа Моисея. Так что пропавший воз с реликвиями вполне мог быть реальностью и в XVII, и в XX веке. Был ли он случайно утоплен гонителями или сознательно затоплен гонимыми - вопрос требующий дальнейшего изучения, равно как и поиск самого места легендарного клада.


Комментариев нет:

Отправить комментарий