среда, 22 февраля 2017 г.

Лыжная разведка по рейхелевским местам



Идея посетить территорию бывшей усадьбы Казимира Яковлевича Рейхеля ставшую местом его упокоения пришла случайно и уже в процессе развилась в маршрут «по рейхелевским местам», благо там действительно оказалось на что посмотреть и в плане природы, и в плане историко-краеведческом.
Путь из Петербурга в Москву проходил через Новгород, поэтому строительство дорог и мостов в Новгородской губернии имело большое значение. Инженер-полковник К.Я.Рейхель с 1821 года усердно руководил постройкой губернских шоссейных дорог, за что и был пожалован деревнями Поводье, Жихново и Шабаново. Но более всего К.Я.Рейхеля вспоминают, говоря, конечно, о новгородских мостах. В 1825-31 годах в Новгороде он строит мост «с изгибом» через Волхов на 13 каменных устоях с деревянными перекрытиями. Надпись на мосту гласила «Отстроен в 1830 году в царствование императора Николая I. Сооружен под управлением герцога Александра Виртембергского, главноуправляющего путями сообщения». При дальнейших перестройке мост «выпрямили», однако устои сохранялись старые, а к 1902 году его полностью перестроили – мост стал металлическим с деревянным настилом, три его быка были разобраны, остальные перелицованы гранитом заново. Именно в таком виде мост известен по многочисленным ретрофотографиям Новгорода и именно его взорвали фашисты в 1944 году. От «моста Рейхеля» при перестройке остались лишь старые облицовочные камни, из которых сложили набережную рядом с мостом для «причала казённых судов». Взглянуть и прикоснуться к подлинным «камням Рейхеля» может сейчас любой желающий.
Забрасываясь на автомобиле поближе к Поводью, чтобы начать нашу лыжную разведку, мы проезжали по Бронницкому мосту, опоры которого тоже хранят память о К.Я.Рейхеле как о строителе первого не наплавного моста в Броннице. В 1842 году тут появился большой пятипролётный арочный деревянный мост. Мост был крытый, навроде тоннеля и производил впечатление на современников. К 1883 году Бронницкий мост стал уже металлическим, затем был послевоенный капремонт с засыпкой пойменного пролёта и ещё более поздние переделки, однако, устои моста по-прежнему «рейхелевские» - 1842 года.
Поворот с московской трассы – и мы в деревне Слюзово (на старых картах - Шлюзово). Машину надо оставить там, ибо в Поводье через речку Нишу ведёт только пешеходный металлический мостик, проезд на транспорте исключительно по льду, а летом вброд. Мы потянули лыжню по льду Ниши до урочища Устье где когда-то располагалась выстроенная К.Я.Рейхелем усадьба и куда сходились дороги от окрестных деревень, многие из которых даже сейчас можно «прочитать» сравнив старую карту с современной.
Фрагмент карты 1879 года. Усадьба К.Я.Рейхеля "Устье" и принадлежащие ему деревни Поводье, Шабаново, Жихново.
Русло Ниши извилистое с высокими берегами, радующими глаз разнообразной растительностью и некоторой рельефностью, идти на лыжах по такой реке весьма интересно.
Русло Ниши
В самом Устье от усадебного комплекса сохранились лишь руины церкви Варвары Великомученицы, причём, разрушена она была в новейшее время. Каких-либо следов росписи храма мы не обнаружили, оконные решетки хоть и старые, но ничем особым не примечательны. Близ апсиды расположено разграбленное захоронение К.Я.Рейхеля, от памятника ему остался лишь повреждённый постамент с надписью. Осмотр территории усадьбы мы не проводили, так как решили ещё сходить в рейхелевскую деревню Шабаново, а погода нас не баловала – сырая метель не располагала к длительным остановкам.
Руины церкви Варвары Великомученицы в Устье
В Шабаново наш путь лежал по руслу реки Ольшанки, оно уже Ниши, более извилисто и местами перевалено деревьями, превращающими рутинную прогулку в эмоциональный лыжный кросс. 
Русло Ольшанки
После нескольких километров пути внезапно открывается вид на деревню – пара бань у реки, чуть вдалеке линия домов. Деревня нежилая, дома оставлены с мебелью, занавесками, так как нет заколоченных окон, запустение кажется странным. Декора у домов почти нет, одно крыльцо с фигурными наборными столбами, одни двойные причелины (в Поводье видели такие же), есть окна с арочным верхом и всё – ни наличников, ни коньков, ни каких-либо других изысков. Один дом в деревне с настолько высоким подклетом, что в него вставлены окна и дом кажется двухэтажным. В подклете мы обнаружили боковины и несколько деталей ткацкого станка (кросна), наверху бросились в глаза советских времён почтовые открытки.
Самый большой дом в Шабаново
После короткого привала П.Ш. попытался было найти дорогу на Поводье чтобы не возвращаться по реке, однако нашёл лишь глухие заросли. Решено было топать на бывшую узкоколейку и искать с неё варианты поворота на Устье (на Поводье с неё поворот есть). Поворот нашелся и был он в рейхелевские времена дорогой, а теперь стал дренажной канавой, впадающей в Нишу. По ней мы выбрались к усадебной территории и в Поводье вернулись сохранившимся участком «рейхелевской дороги», широким и оканавленным.
Наш путь на карте-пятисотметровке

За чуть более 25 км разнообразного пути мы обошли три из четырёх деревень К.Я.Рейхеля, посещение пустоши Жихново оставлено на будущий год, как и поиск некоторых «дорог Рейхеля».
Остальные фотографии тут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий