четверг, 4 июля 2019 г.

Изображение новгородских достопримечательностей в мультфильме "Аленький цветочек"

В сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек" (1858 г) не содержится указаний в каком городе проживал купец с тремя дочерьми: "В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек". Однако, в замечательном советском мультфильме 1952 года, снятом по мотиву этой сказки, изображение торгового города не оставляет сомнений, что купец проживал в Новгороде, точнее на его Торговой стороне, о чём свидетельствует вид из окна купеческого дома на постройки Детинца.
Рисунок 1.
В самом начале мультфильма показана городская крепость Детинец на берегу реки, в которой без труда угадываются: башня Кокуй (1), Софийский собор (2) с фреской на фасаде (в реальности, фреска на западном фасаде обращена не к реке, на реку смотрят апсиды храма), Спасская башня (3) с шатровой крышей и дозорной вышкой наверху, часозвоня (4) и несуществующий ныне собор Бориса и Глеба (5).
Рисунок 2. Фантазийный вид Детинца
Борисоглебский собор в Детинце, рухнувший в 1682 году, изображен на иконе "Видение пономаря Тарасия", его периметр, раскопанный в 1940 году, немногим уступает основному объёму Софийского собора, а по высоте, вероятной, Борисоглебский собор превосходил Софийский. Церковь Андрея Стратилата в Детинце - бывший придел Борисоглебского собора, стоит на его лестничной башне.
Рисунок 3. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия", справа - собор Бориса и Глеба с фреской святых князей, слева приземистый пятиглавый Софийский собор
Далее в мультфильме крепость показана с другого ракурса и снова видны: прямоугольная башня (1) с низкой скатной крышей (такие крыши были на всех башнях до послевоенной реконструкции, когда башням вернули шатровые крыши XVII века), часозвоня (2) видна более детально, её изображение соответствует довоенным фотографиям, Софийский собор (3) и, вероятно, Георгиевский собор (4) перенесенный в Детинец из Юрьева монастыря. Он угадывается по скатной кровле и закомарам (на Софийском соборе подобную крышу переделали в 1900 году), лестничной башне с куполом.
Рисунок 4. Софийский и Георгиевский соборы
На некоторых кадрах мультфильма постройки нарисованы крупно, их легко сличать со старыми фотографиями.
Рисунок 5. Башня Кокуй в мультфильме и на довоенном фото. Шлемообразное завершение XVII века башня получит в ходе послевоенной реконструкции, в мультфильме показана скатная крыша.
Рисунок 6. Софийский собор в мультфильме и до реставрации 1900 года. Фотография со скатной крышей и полностью сохранившейся фреской на фасаде. В мультфильме показано позакомарное покрытие храма.
Рисунок 7. Звонница в Детинце, изображение полностью соответствует реальности, в мультфильме показано даже крыльцо.
Обилие золотых куполов и белый цвет построек тоже не должны смущать зрителя, вероятно, по мнению авторов мультфильма, это типичная черта Древней Руси, что верно лишь отчасти. Штукатурили и белили Софийский собор в XV веке, а башни Детинца в XVII, золотые же купола в Новгороде кроме Юрьева монастыря (да и там они появились в XIX веке) не встречались, кроме центральной главы Софийского собора (с 1408 года).


среда, 3 июля 2019 г.

Места первых нелегальных митингов и маёвок в окрестностях Новгорода


Оппозиция правящему режиму в начале ХХ века, в отличии от нынешней, любила собираться за городом. На лоне природы проводились митинги, собрания нелегальных обществ и кружков, а также всеми любимые, но уже в современной истории, маёвки.
Отсчёт подобных событий в Новгороде, наверное, можно начинать с конца 1904 года, когда в лесу за деревней Григорово состоялось первое собрание социал-демократического кружка. Уже весной следующего, 1905 года, социал-демократы организовали первую маёвку на берегу Малого Волховца недалеко от Кириллова монастыря. Эта маёвка примечательна участием в ней солдат 85-го Выборгского полка. Все участники нелегального собрания (около 40 солдат, примерно 150 рабочих и духовой оркестр учащихся) прибыли отмечать 1 мая на лодках.
В мае того же 1905 года в поле за Синичьей горой (Петровским кладбищем), собирались потолковать промеж собой рабочие-печатники. Их четырёхдневная стачка принесла результаты – все требования бастующих были удовлетворены, в том числе, стал девятичасовым рабочий день (вместо 11 часов раньше). В том же году рабочие губернских типографий объединились в один из первых профсоюзов, высококвалифицированный труд, всё-таки, имел свои преимущества и тогда.
В октябре 1905 года после оглашения царского манифеста, обещавшего созыв законодательной думы, в городском Летнем саду произошел митинг против положений манифеста и самодержавия в целом. Новгородской группой РСДРП были выпущены воззвания: «не оставить камня на камне от царя и его приспешников» и «окончательно уничтожить даже само воспоминание о самодержавии». Протестовали опять же на природе, но в городской черте. Тогда же бузили и новгородские гимназисты, разорвав портрет государя в помещении гимназии, ответом стал черносотенный погром учебных заведений города.
В 1906 году маёвки состоялись снова у Кириллова монастыря и в роще за Григорово. Там собрались революционно настроенная интеллигенция, учащиеся и рабочие, всего первомай с лозунгами, песнями и транспарантами за городом отметило до 1000 человек. Вероятно, именно там новгородскими рабочими была принята резолюция, что «только повсеместная борьба уничтожит следы теперешнего правительства…» Вдаль смотрели товарищи из РСДРП правильно, а вот за собой недоглядели.
После 1907 года революционная активность в Новгороде пошла на убыль. Местная социал-демократическая организация была разгромлена, её участники арестованы. Пауза затянулась до 1911 года, когда первомайский митинг рабочих состоялся в сосновой роще у Перынского скита. Следует упомянуть ещё одно место – Еврейское кладбище (примерно у д.12 корпус 4 по нынешней улице Октябрьской, где хоккейная коробка у школы №21). Впервые рабочие собрались там на маёвку в 1913 году.
Память о первых маёвках (день 1 мая назывался после революции Днём Интернационала) была живуча настолько, что на первомайских празднествах в 1920-х годах разыгрывались сцены «дореволюционных маёвок», в которых полицейские и казаки противостояли сплочённости рабочего класса.
 
Рисунок 1 Примерное местоположение митингов и маёвок с указанием года проведения: 1 – роща у деревни Григорово, 2 – Еврейское кладбище, 3 – поле за Синичьей горой, 4 – Летний сад, 5 – поле у Кириллова монастыря, 6 – роща у Перынского скита.