среда, 3 июля 2019 г.

Места первых нелегальных митингов и маёвок в окрестностях Новгорода


Оппозиция правящему режиму в начале ХХ века, в отличии от нынешней, любила собираться за городом. На лоне природы проводились митинги, собрания нелегальных обществ и кружков, а также всеми любимые, но уже в современной истории, маёвки.
Отсчёт подобных событий в Новгороде, наверное, можно начинать с конца 1904 года, когда в лесу за деревней Григорово состоялось первое собрание социал-демократического кружка. Уже весной следующего, 1905 года, социал-демократы организовали первую маёвку на берегу Малого Волховца недалеко от Кириллова монастыря. Эта маёвка примечательна участием в ней солдат 85-го Выборгского полка. Все участники нелегального собрания (около 40 солдат, примерно 150 рабочих и духовой оркестр учащихся) прибыли отмечать 1 мая на лодках.
В мае того же 1905 года в поле за Синичьей горой (Петровским кладбищем), собирались потолковать промеж собой рабочие-печатники. Их четырёхдневная стачка принесла результаты – все требования бастующих были удовлетворены, в том числе, стал девятичасовым рабочий день (вместо 11 часов раньше). В том же году рабочие губернских типографий объединились в один из первых профсоюзов, высококвалифицированный труд, всё-таки, имел свои преимущества и тогда.
В октябре 1905 года после оглашения царского манифеста, обещавшего созыв законодательной думы, в городском Летнем саду произошел митинг против положений манифеста и самодержавия в целом. Новгородской группой РСДРП были выпущены воззвания: «не оставить камня на камне от царя и его приспешников» и «окончательно уничтожить даже само воспоминание о самодержавии». Протестовали опять же на природе, но в городской черте. Тогда же бузили и новгородские гимназисты, разорвав портрет государя в помещении гимназии, ответом стал черносотенный погром учебных заведений города.
В 1906 году маёвки состоялись снова у Кириллова монастыря и в роще за Григорово. Там собрались революционно настроенная интеллигенция, учащиеся и рабочие, всего первомай с лозунгами, песнями и транспарантами за городом отметило до 1000 человек. Вероятно, именно там новгородскими рабочими была принята резолюция, что «только повсеместная борьба уничтожит следы теперешнего правительства…» Вдаль смотрели товарищи из РСДРП правильно, а вот за собой недоглядели.
После 1907 года революционная активность в Новгороде пошла на убыль. Местная социал-демократическая организация была разгромлена, её участники арестованы. Пауза затянулась до 1911 года, когда первомайский митинг рабочих состоялся в сосновой роще у Перынского скита. Следует упомянуть ещё одно место – Еврейское кладбище (примерно у д.12 корпус 4 по нынешней улице Октябрьской, где хоккейная коробка у школы №21). Впервые рабочие собрались там на маёвку в 1913 году.
Память о первых маёвках (день 1 мая назывался после революции Днём Интернационала) была живуча настолько, что на первомайских празднествах в 1920-х годах разыгрывались сцены «дореволюционных маёвок», в которых полицейские и казаки противостояли сплочённости рабочего класса.
 
Рисунок 1 Примерное местоположение митингов и маёвок с указанием года проведения: 1 – роща у деревни Григорово, 2 – Еврейское кладбище, 3 – поле за Синичьей горой, 4 – Летний сад, 5 – поле у Кириллова монастыря, 6 – роща у Перынского скита.

Комментариев нет:

Отправить комментарий